Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Консультации для родителей

 

Консультации для родителей

   

Вас консультирует учитель-логопед:

Симонова Ирина Яковлевна

____________________________________________

 

  

Советы логопеда дошкольного логопункта.

На логопедические занятия отбираются дети  старших групп, имеющие диагноз НПОЗ ( нарушение произношения отдельных звуков).
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 13 человек на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети  5 лет.

Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные группы. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких  взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 2-3 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, иногда встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:

1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;

2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.

И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.

                                                                                                

   Уровень развития речи детей в 5 лет 

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.

5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании, нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух- четырехстишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. Многие дети к 5-ти годам усваивают и правильно произносят  звуки л, ль, р, рь, отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

Уровень развития речи детей в 6 лет

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих, звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

 

Рекомендации логопеда для родителей детей старшего                  возраста.            

6 -7 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

  • Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
  • У ребенка  формируется речевая готовность, т. е. умение:
  1. правильно произносить все звуки языка;
  2. выделять первый и последний звук в слове;
  3. разделять слово на слоги;
  4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  5. придумывать слова на заданный звук;
  6. сливать два названных звука в слог: МА;
  7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
  • Важно выяснить:
  1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
  5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
  • Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
  • Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
  • Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
  • Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
  • В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

 

 

Дорогие мамы и папы!
* Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир – новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите!).

* Основная деятельность ребенка – игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте его.

* Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – "сюсюкать" с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной  сформированностью  речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью  межанализаторных связей.


 

 

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в  ГБДОУ д/с №17.
В основу работы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.
Важным является привлечение родителей под руководством учителя-логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.
Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии.
Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит, мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.


                                         ПОМНИТЕ:

  1. Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
  2. Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не казалась
  3. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
  4. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

              Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить

задание логопеда

           Работа родителей с детьми дома.

Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков.

Родителям следует заниматься ежедневно  в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось. Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаются при всех возникающих затруднениях. Если на дом задаются рисунки, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки ребенок рисует с одновременным комментарием. Например: рисуя дом, он говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» Такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес к учебной деятельности.

 

                                                           

 

Уважаемые родители!
     Будьте лучшими помощниками ваших детей.


Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.

Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

 

 


Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук ещё не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определяйте место звука в слове (начало, середина, конец), составляйте предложения с данными словами, выполняйте домашние задания и не забывайте тетради дома.

 

 

 

 

 

 

 

Вас консультирует воспитатель:

Орлова Мария Анатольевна

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 

 

  ИГРЫ с ребенком "НА ХОДУ"



Если вы идёте куда-то вместе с ребёнком и не знаете, чем заняться, то могут пригодиться игры "на ходу": 

1."ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА" 

Первый участник загадывает слово, второй участник должен на последнюю букву придумать своё слово. В игре используются имена существительные в единственном числе, а так же имена, названия, клички животных. Следующий или первый игрок продолжает игру придумывая слово на последнюю букву от слова предыдущего игрока. 

2. "УГАДАЙ ЦИФРУ" 

Загадываете число от 1 до 10. Угадываем с трёх попыток. К примеру, загадали число 7. 
ребёнок - 5 
мама - больше 
ребёнок - 8 
мама - меньше 
ребёнок - 7 
мама - Угадал! Твоя очередь загадывать. 

3."О ЧЁМ РЕЧЬ?" 

Нужно отгадать с трёх подсказок слово. К примеру, загадываете слово "трава". Первая подсказка "зелёная". Второй участник должен сказать одно слово. Если не отгадал, вторая подсказка "растёт". ... Подсказкой может быть только одно слово (не словосочетание). Игра продолжается до трёх подсказок. 

4. "ШАГИ" 

Кто быстрее дойдёт "лилипутами" - это маленькие шажки, когда вы идёте приставляя к носку пятку. Выбираете цель, к примеру, красную машину или столб. И кто дойдёт быстрее лилипутами до цели. Или у кого лилипутов больше до заданной цели. 
Другой вариант, идём большими шагами до цели. Кто быстрее дойдёт или у кого шагов больше-меньше до цели. 

Можете "предсказывать" сколько шагов до цели. К примеры, вы сказали 10, ребёнок 15. Проходите нужное расстояние и победитель тот, кто угадал количество шагов. 

5."НАЙДИ СВОЮ ЦИФРУ" 

Загадываете любое число (от 0 до 9) вы и ребёнок, у каждого своё число. И в течение всей дороги ищите своё число везде: в номерах машин, на домах, на рекламах и т.д. Побеждает тот, у кого количество найденных цифр больше. 

6."ВСПОМНИ ИЗ КАКОГО МУЛЬТФИЛЬМА" 

По очереди вспоминаете отрывок из мультфильма (несколько слов, предложение или отрывок из песни) и другой должен отгадать, из какого это мультфильма. Игра весёлая и увлекает надолго. 

7."ПРОДОЛЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ" 

Вы уже давно и много читали своему ребёнку разные стихотворения. Конечно же, многое запомнилось хотя бы частично. В игру можно играть по очереди или взрослый будет всегда ведущим, а ребёнок отгадывающим. К примеру, продолжи стихотворение или назови его: "Как у наших у ворот чудо-дерево растёт". Ответ ребёнка либо "Чудо-дерево", либо "чудо, чудо, чудо, чудо, расчудесное". 

8."ЦВЕТ МАШИНЫ" 

Каждый выбирает себе любой цвет и считает, сколько машин с таким цветом он увидел. В конце игры побеждает тот, у кого количество машин своего цвета больше. 

9."ПОДАРОК" 
В этой игре развивается фантазия. Представляете, что у вас в руке подарок. Выставляете вперёд руки, как будто держите его (можно даже немного согнуться под его тяжестью). И говорите ребёнку "дарю тебе подарок, разверни и посмотри, что там". Передаёте подарок. Ребёнок уже улыбаясь принимает его и делает вид, что распаковывает и смотрит на вас, ожидая, что же вы скажете (что положили в "коробочку"?). Тут вы можете фантазировать от смешного (это смешная муха, которая будет тебя щекотать или это пирожное, но его нельзя съесть - оно деревянное))), до обычного (это тебе велосипед и т.д.). Ребёнок в ответ тоже захочет вам что-то подарить и игра продолжится в обмене "подарками". 

10."Я ПОТЕРЯЛАСЬ" 

Если вы идёте домой или туда, где ваш ребёнок уже бывал, можете поиграть в игру "я потерялась". Скажите ему, что забыли дорогу до дома (или до другого места). Ребёнок вначале не поверит, а вы настаивайте, что потерялись и забыли. Ребёнок сразу почувствует, что может помочь маме и с радостью поведёт известной ему дорогой, как большой. 

11."ЗАКРОЙ ГЛАЗА" 

Ребёнок закрывает глаза, а вы его ведёте за руку, предупреждая об опасностях на дороге: "осторожно, яма", "осторожно, поребрик" и т.д. Можно иногда подшучивать, предупреждать об опасности, хотя её не будет. Такая игра развеселит любого!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вас консультирует воспитатель:

НикитинаТамара Петровна

  

           Работа с семьей по поддержке детской инициативы.

 

Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

 

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.

1.      Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2.      Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы.  Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.

3.      Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.

Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

4.      Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.

5.      Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

6.      Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.

7.      Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.

........................................................................................................................................................................................................................

 

 

Консультация для родителей:

«Безопасность ребёнка при встрече с незнакомыми людьми»

 

       Еще совсем недавно ваш кроха шагал рядом с вами, крепко держась за руку. Наступает время, когда руку необходимо немного расслабить, а затем и вовсе отпустить. Все чаще подросший ребенок будет гулять во дворе без мамы, но прежде, чем предоставить ребенку самостоятельность, необходимо обеспечить его безопасность. У ребенка нужно сформировать навыки общения с незнакомыми людьми, при этом, не нарушая гармонии его внутреннего мира.

 

       Существует одно единственное правило, которое малыш должен знать, и которому он должен неукоснительно следовать:

 

     Вы должны всегда знать, где он находится в любой момент времени.

 

     Если, например, ваши соседи приглашают ребенка в гости посмотреть мультфильмы, или незнакомый дядя на улице просит его о помощи, то он обязательно должен сначала спросить разрешения у вас. Куда бы он ни пошел, он должен сначала поставить вас в известность.

 

     Но бывают ситуации, когда ребёнок не может в данный момент спросить у вас разрешения. В таких случаях без пугающих подробностей ребенку следует объяснить, что он не должен называть незнакомым людям свой адрес, номер телефона, рассказывать о родителях и тем более уходить со двора вслед за незнакомцем. Игрушки помогут вам научить ребенка правильно общаться с незнакомыми людьми.

 

     Разыграйте варианты встреч и придумайте вместе с ребенком фразы, которые помогут ему при встрече с незнакомым человеком.

 

      Например, все дети знают, что нельзя брать сладости у незнакомых людей. Возможно, в действиях незнакомца нет ничего плохого, и он от чистого сердца хочет угостить малыша сладким. Родители должны обучать ребенка не только способам безопасности, но и воспитывать их вежливыми людьми. Достойным ответом в этом случае будет следующая фраза: «Спасибо, но мне нельзя сладкого». Научите ребенка отказывать в вежливой и доброжелательной форме. В случае, когда взрослый незнакомец предлагает малышу пойти с ним посмотреть на щенят (котят, рыбок) вежливость совсем неуместна. На такое предложение ребенок без обиняков должен ответить: «Мне мама запрещает уходить с незнакомыми людьми, и если вы не отстанете от меня, я буду кричать». Невежливо, зато эффективно. Объясните ребенку, к кому он должен обращаться в том случае, если потерял маму в супермаркете или на станции метро. С просьбой о помощи нужно обращаться к человеку в униформе, а на предложение незнакомых людей пойти поискать маму, отвечать конкретно: «Я останусь здесь, мама меня скоро найдет». В целом, дошкольникам лучше всего объяснить необходимость избирательных контактов на доступном для их понимания языке, без запугивания, в сказочной форме, когда герои попадают в схожие ситуации и достойно выходят из них.

 

       Это могут быть простые народные сказки, которые учат осторожности или рассказы собственного сочинения. Например:

• "Колобок”,

• "Красная Шапочка”,

• "Волк и семеро козлят”,

• "Серая шейка”

• "Приключения поросёнка Фунтика”,

• "Приключения Буратино” и др.

 

        Помимо обсуждения сказки, очень хорошо наглядно показывать правила поведения в критической ситуации на игрушках.

 

        Для самых маленьких (2-4 года) подойдут обыгрывания на куклах и других персонажах. Мама может проговаривать от имени зайчика и волка, лисы и белки соответствующие реплики, тем самым подсказывая верный вариант.

 

       С детьми постарше (5–8 лет) можно разыгрывать живые сценки с участием всех членов семьи, отрабатывая навыки поведения в стрессовой обстановке, включая самооборону в случае нападения (активное сопротивление, кусание, крики "пожар! горим! ”, бегство) .

 

       Также следует оградить детей от негативной информации, бесконтрольно льющейся с экранов телевизоров, от криминальных сводок и сцен насилия. Нельзя пугать страшными рассказами: практика показывает, что именно страх мешает адекватно оценить обстановку и вовремя спастись.

 

....................................................................................................................................................................................

 

 

 

Психолог, арт-терапевт Светлана Филяева.
Статья для журнала "Лиза" №13 2014 г.

 

"Мама, там серый волк пришел…»

 

Как научить ребенка вести себя с незнакомыми людьми? Что нужно говорить, чтобы малыш смог позаботиться о своей безопасности, но не стал бояться окружающих? Когда делать первые шаги в освоении правил поведения в общественных местах?

Сегодня мы поговорим о воспитании таких навыков у детей в 3-4 года. Это возраст, когда ребенок уже может понять разницу в общении с близкими людьми и незнакомыми.

 

Первое. НЕ ЗАПУГИВАТЬ!

Хочу начать с того, что лучше НЕ делать взрослым, когда они хотят привить ребенку чувство здоровой безопасности. Не нужно рассказывать страшные истории о детях, которых украли, побили, обидели. Избегайте фраз «В наше время никому нельзя верить», «Тебя могут украсть», «Вокруг одни психи.» Это может стать почвой для развития у ребенка страхов, потери доверия к миру, неврозов.

 

Второе. НАЧИНАТЬ СО СКАЗОК.

Я как детский психолог часто использую в работе методы сказкотерапии. Если вам еще незнакомо это понятие, то поищите информацию о том, для чего и какие нужно читать сказки. В метафорической форме, на понятном ребенку языке, сказка учит, как себя вести в разных ситуациях, что делать,  что не делать. Поэтому, если вы хотите поговорить с ребенком на тему безопасности, то выбирайте сказки, которые помогут вам в этом.

Рассмотрим классические, всем известные сказки. Не открывать дверь незнакомым – «Волк и три поросенка», «Волк и семеро козлят» Не разговариватьс незнакомыми, не отвечать на вопросы про себя «Где живешь?», «Куда идешь?», «Где твоя мама?» - «Красная Шапочка».

 

Третье. ИГРА.

Игровая терапия с ребенком – также один из психологических способов закрепить у ребенка желаемую форму поведения. Чтобы запомнить что-то, малышу нужно это прожить эмоционально и телесно – прыгать, бегать, говорить, пожить за персонажа, который боится, радуется, сердится. Если только говорить ребенку о правилах и запретах, то  он может вас услышать, но не поймет и не запомнит.

Поэтому, нам на помощь приходит игра. Вы можете поиграть в сказку, которую читали накануне. Меняйтесь ролями, пусть каждый из вас побудет и серым волком и тем, кого он хочет обмануть. Задавайте вопросы. Ищите другие способы спрятаться или обхитрить злоумышленника.

 

Четвертое.  ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.

              На конкретных примерах показывать ребенку разницу в общении с незнакомыми людьми в зависимости от того, где вы находитесь и кто этот человек.

        Например, в магазине вы делаете покупки вместе и объясняете, что можно разговаривать с продавцом - спросить его о пирожных, можно разговаривать с кассиром – спросить, сколько денег вы должны заплатить. В поликлинике можно говорить с врачом и медсестрой, рассказать, как себя чувствуешь. Но на улице нельзя говорить с водителем машины, которая останавливается рядом с вами. Нельзя говорить с этим странным дядей, но можно говорить с милиционером.

 

Пятое. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ.

Знание – главное оружие. Пусть у вас будет самый простой сценарий, что делать, если потерялся. Для многих мам сама мысль о такой возможности невыносима и они избегают говорить с ребенком о том, кто ему может помочь.

Безусловно, ребенок такого возраста должен находиться под постоянным присмотром взрослых. Но тем не менее, большие торговые центры, игровые комплексы таят много возможностей и искушений для малыша, вы можете потерять друг друга из поля зрения. В таких случаях ребенок как минимум должен знать, к кому подойти за помощью – продавец, кассир, медсестра, милиционер, женщина с ребенком. Ребенок должен знать свое имя и фамилию, домашний адрес.

К 5-6 годам ребенок должен владеть многими способами и знаниями о том, как себя вести с незнакомыми людьми, что делать, если остался один дома или на улице, как поступить, если не успел выйти вместе с мамой на станции в метро.

 

Шестое. ПОВТОРЕНИЕ.

            Детям, для того чтобы усвоить любую информацию и научиться новому действию, нужно многократное повторение. Поэтому, время от времени повторяйте с малышом все, что вы делали и о чем говорили раньше – напоминайте о сказочных персонажах, о том, с кем вы вчера говорили в магазине или на улице, о том, как звучит ваш домашний адрес и кому про это можно говорить.

 

Все это сделает спокойнее и сильнее и вас и малыша.

 

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

 

Вас консультирует учитель-логопед:

Симонова Ирина Яковлевна

  

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА

 

      Уважаемые родители! Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.

   Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ним происходит.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

 

 

Когда вы читаете со своим ребенком, то:

 

-Найдите спокойное место.

-Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.

-Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему.

-Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

-Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем прочитал.

-Ведите  для ребенка, а затем вместе с ним дневник чтения.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОВМЕСТНОМУ ЧТЕНИЮ

 

1.Перед чтением книги:

1.Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.

2.Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?

3.Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются- художниками .Найдите вместе их имена в книге.

4.Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

5.Постарайтесь воодушевить  ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.

6.Читая книгу, обратите внимание ребенка  на то, что при этом глаза ваши движутся  вдоль строк слева направо.

7.А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнить и развивать рассказ писателя.

 

2.Пять простых советов.

1.Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что Вы и Ваш ребенок хотите читать. Если же в это время у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.

2.Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.

3.Постарайтесь сделать так, чтоб во время чтения вас никто не беспокоил.

4.Можно включить радио, магнитофон. Но звук пусть будет не громким. И хорошо, если это будет музыка.

5.И не отвлекайтесь на это  короткое  время.  Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

.................................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

Вас консультирует воспитатель:

Орлова Мария Анатольевна

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 

 

  • Рекомендации родителям

     

  • «Поговори со мною, мама»


            Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
             Помните! Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
             Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Не забывайте, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым. Играйте, гуляйте с ребёнком, больше разговаривайте. По дороге в детский сад и домой поговорите с ребенком о том, что делает ребенок в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Разговор - самая привычная форма общения взрослых. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться, подключите в деятельность ребёнка, он с огромным удовольствием откликнется вам на помощь. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребёнком, согласовать действия, даже самая трудная работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка желание заниматься сообща с вами. Не забывайте похвалить ребенка за его даже не большие успехи. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребёнка. Во–первых, он растёт и развивается, учится на своих ошибках сам. Во–вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребёнком. Ребенок станет для вас первым помощником, если вы сами это позволите и захотите.
             Уделяйте время своему ребенку, придумывайте интересные занятия, подключайтесь к детской деятельности, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.
             Главным принципом в налаживании отношений с ребёнком должен стать принцип – безусловное принятие: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!  Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Подобные знаки безусловного принятия ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.
             Не всегда родители следят за своими обращениями к детям. По мере взросления у них прослеживается обида, одиночество, отчаяние. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по – человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай», «убери», «принеси!» и т. д. В результате многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Если дело дошло до таких крайностей для обеих сторон, ещё не всё потеряно: родители должны и могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

  • Помните! Общение со взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка.

 

 

 
      

 

 

 

 

 

 

 

               

                                                                                     

                                                  

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"