Программа «Игры с мячом» для детей 5-7 лет разработана руководителем физического воспитания ГБДОУ №17 Черной Ольгой Викторовной.
    В базовой общеобразовательной программе дошкольного образования занятиям с мячом    уделено недостаточно времени, в полном объеме эту программу  можно реализовать только как дополнительную, парциальную.
    В нашем детском саду она реализуется как платная образовательная  услуга.
    В основу программы «Игры с мячом» легли современные требования: интегративный подход к всестороннему развитию двигательной функции, взаимосвязи физического, интеллектуального и психического развития ребенка.
    Дети логопедических групп, с которыми занимается руководитель физического воспитания, имеют не только речевые нарушения, но и нарушения  координации, т.е. психомоторного развития.
Теоритическая часть программы опирается на комплексную методику психомоторной коррекции детей группы «риска», которая  была разработана факультетом коррекционной педагогики  Московского  Государственного Педагогического  Университета.
    В программе отслеживается комплексный подход к отбору содержания и методике проведения занятий. Разработаны  приемы руководства, как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельностью  детей.
Программа  имеет высокую вариативность  в использовании  изложенного содержания.   Может  использоваться на физкультурных  занятиях, динамических паузах,   в секционной, индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности.
    Программа построена грамотно, продуманно, учитывает возрастные особенности детей с нарушениями речи. Рассчитана  программа на два года обучения. С учетом современных требований  к организации  воспитательно- образовательного процесса в детском саду, все занятия проводятся только в игровой форме.  Упражнения и задания увлекательны и оригинальны. Вызывают у детей большой интерес и дети занимаются  с удовольствием.
     
     Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр.
Мяч - это удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и  в то же время интересного - пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует  и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть еще не научившись ходить,  и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мяч.
     Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения   с ладонью, что дает полноту ощущения формы.    
     Недаром один из выдающихся немецких педагогов – философов Х1Х века Фридрих  Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его  «идеальным средством для упражнений».Фребель отмечал  разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивал  его роль  в активизации работы  головного мозга.
     Вследствие  игр с мячом развиваются участки головного мозга, не задействованные в обычной жизни ребенка, активизируются и побуждаются к развитию.
     Дети, играя в мяч, становятся ловкими, быстрыми, сообразительными, у них развивается хорошая координация движений, реакция, внимание.
Кроме того, игры с мячом обеспечивают необходимую физическую нагрузку на все группы мышц, развивают силу и выносливость организма, повышают общую работоспособность. Это очень важные качества, которые должны быть сформированы у ребенка на пороге школы.
     
     Программа  используется  на протяжении  18 лет.  Все занятия  проверены практикой, дают очень хорошие результаты. К концу второго года занятий, дети  с нарушениями речи, нарушением координации свободно владеют мячом, играют в волейбол (упрощенный вариант, раньше  эта игра называлась - пионербол), игры с элементами баскетбола, становятся увереннее в себе.
    Программа «Игры с мячом» может быть реализована в качестве парциальной программы, как в коррекционных группах, так и в общеобразовательных группах детского сада.
     Программа  « Игры с мячом», разработанная Черной О.В.,  напечатана  в учебно - методическом пособии к «Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР».  Под редакцией Татьяны Сергеевны  Овчинниковой,
кандидата  педагогических наук,  доцента кафедры  коррекционной педагогики и психологии  ЛГУ им. А.С. Пушкина.
 Презентация учебно - методического пособия проходила на районном методическом объединении  старших воспитателей и руководителей физического воспитания.